?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Поделиться Next Entry
Магистратура в Британии: поступление в 7 шагов. Шаг 3: Мотивация и рекомендательные письма
terleev
Мотивация и мотивационное письмо

Самое сложное в работе консультанта с будущим магистрантом не в результате IELTS и не в среднем балле диплома. Не в финансах и не в количестве денег. Самое сложное – убедить русскоязычного клиента писать на "настоящем" английском языке, а не переводить русские мысли.

Когда я собирался поступать в магистратуру, я читал какие-то сайты, где-то находил тексты и в принципе понимал, что особые консультанты пишут правильные мотивационные письма за студентов, чтобы заработать свои деньги на их успешном поступлении. Возможно, я покажусь кому-то слишком Джобсом или слишком Цукербергом, но, имея возможность писать идеальные мотивационные письма за 40 минут, я этого принципиально не делаю.

Нельзя имплантировать человеку идею, что он может учиться в британском вузе, если он, к примеру, бежит от своих проблем. Нельзя за человека решить где он будет учиться, зачем и почему. Это то, чему меня научил Питер Маклохан, директор Foundation Campus. Когда я там был в 2011 году, у них было 70 человек, сейчас 450. И все поступают в британские университеты. И все пишут самостоятельно мотивационные письма. Помню, я пришел к Питеру с очередной версией мотивационного письма и он, посмотрев на первые две строчки, сказал: "Алекс, я все понимаю, ты молодец, но это не мотивационное письмо".



Сказать, что я был в бешенстве, нельзя. Я был в тихой ярости. "В чем же суть ваших мотивационных писем?" Питер спокойно отвечал: "Показать, почему именно ты, именно там, будешь учиться".

Это и есть простая формула мотивационного письма:
Я буду хорошим студентом этой программы, потому что у меня есть соответствующие знания, опыт и, главное, желание.

Эту фразу можно копировать в каждое мотивационное письмо. Она должна стоять в начале любого письма, потому что это самый короткий путь к читателю. Можно развивать драматический сюжет, захватывать читателя и ублажать глаз. Но зачем? Все, что требуется от письма - дать быстро понять читающему в какую стопку класть ваше заявление: "берем" или "не берем".

А русские (включая меня, конечно же) начинают расписывать какие они клёвые. Им кажется, по американским фильмам, наверное, что в Англии каждый студент чирлидер и если ты не загрыз, забрызгав кровью, своего оппонента, то делать тебе в магистратуре нечего - мест же на всех не хватает.

А правда немножко иная. Мест хватит всем, даже на очень крутых программах. Вопрос в том, что удобнее учить группу с похожими интересами и способностями. Если такая группа набрана – набор закрывают для остальных. Редко кто об этом говорит. Поэтому важно показать, что ты точно из этой группы вовремя. Да-да, секрет прост.

Так какие же они - британские студенты? Ответ банален – они обычные. Спокойные, лишь слегка нервные. Среди них обычное количество зазнаек, застенчивых, "bad losers and egomaniacs" (из инструктажа одного картинг центра в Лондоне).

Как тогда показать, что вы обычный британский студент? А если вас не возьмут, потому что им нужны уникумы?

С уникумами вот какое дело. Можно передавить комиссию. Магистратура – не бакалавриат. Здесь важно, что вы пришли с определенным багажом и вас можно чему-то научить. Слишком умный – и тебя нечему учить, ты только раздражаться будешь. А если слишком юн – учеба на пользу не пойдет. В отличие от MBA эмпирического возрастного барьера нет – можно сразу после бакалавриата идти. Но при этом показывать свои достижения в олимпиадах в школе будут только немцы. Остальным нужно показывать лишь бакалавра/специалиста и, если есть, опыт работы.

Да, начинать историю "а я в детстве еще понял, что буду космонавтом" – не надо. Как не надо начинать со слов "я обожаю микробиологию, особенно тащусь от спектрографического анализа выжженных лазером нейронов". Такого правда не бывает. Если вы в адекватном состоянии, то понимаете, что молекулярная биология - это, прежде всего, сотни часов в лаборатории на каждом эксперименте. На шестнадцатом часу вы ненавидите всех, на тридцатом вы – профессионал пасьянса, на сороковом – сапёра (minesweeper). На восьмидесятом часу вы сомневаетесь, что правильно задали условия эксперимента и до сотого часа истерично проверяете все данные. На сто двадцатом часу вам уже все равно, вы хотите грустно играть на саксофоне в полуночной Аргентине и какого черта вы выбрали эту профессию? Может родители виноваты?

Человек, который принимает вас в той загадочной приемной комиссии, был микробиологом. Он понимает, что если вы тащитесь от нее - значит, вы еще не проводили ни одного серьезного эксперимента и вряд ли понимаете всей жути. Вы не попадали на дисекцию и кормление десятков мозгов, и у вас не ломался пятый раз подряд стеклянный электрод при попытке померить напряжение на нейроне. Значит вы вряд ли подходите.

Как тогда писать о своей любимой профессии? Писать факты. А почему в глубине вас интересует электропроводность нейронов, если честно, им все равно.

Вас интересует инструментальная часть и последствия. Вы хотите упростить оборудование и расширить применимость результатов. У вас есть гипотеза, что если правильно мерять напряжение на нейронах, то в какой-то момент можно будет установить соответствие с электроэнцефалограммой, и быть точно уверенными, что именно эти нейроны дают скачок сигнала, после чего можно вести следующий этап исследований Альцгеймера.

Да, вот такие бездушные британские профессора. Им важно увидеть в вас полезность и нужный уровень на выходе, а вот все закоулки вашей бескрайней русской души они не то что бы не успеют изучить, они даже начинать не станут. Один на миллион, может быть, но стоит ли рисковать подачей заявления, пытаясь в стихах и с исключительно русскими эпитетами рассказывать о том, как в детстве вам на ногу наехал велосипед, пока вы смотрели иллюстрацию Ньютона к его первому закону.

С настроением текста вроде бы понятно. Теперь важно понять структуру. Она проста и однообразна:

  • Я буду учиться, потому что знаю, умею и, главное, хочу.

  • Вот что я знаю.

  • Вот что я умею.

  • Вот что заставляет меня просыпаться.

  • Как вывод из вышесказанного – я хочу быть здесь и сейчас.

А дальше важны специи. Для британцев эти специи – то, что вы читали. В идеальном случае, вы находите список преподавателей на вашей специальности и смотрите их CV.

Ну и пример на кроликах. Предположим, я подаю в магистратуру по подбору образования.

I want to study MSc Education Advice in British Council University. I believe, I have the right education, knowledge and passion.

I have graduated with BSc Mathematics and Information Systems. This allows me to apply precise logic and unbiasness to every decision I make for myself of on behalf of others. Moreover, having studied Information Systems I developed numerous databases and when it comes to data, I carefully collect, check and store information about everything that comes to my view. Thus, having the right information and the right approach to representing information, I alone can give proper advice to virtually anyone requiring an advice on education.

My work experience is diverse, so from the first glance it is not always obvious how each job affected my further development, but I will explain in details.

Firstly, I (16) started my career as a junior coach of acrobatic rock'n'roll back at the same school I had then graduated. The first year there taught me more than any other experiences. I quickly gathered 15 children and proved to be a huge success among other teachers. I managed to keep kids disciplined throughout the hour and a half sessions and got understanding that I can deal with children of all school ages. Although I had lost 80% of the group at the end of the year, the rest got 7 and 8 places out of 14 in an end of year regional competition. I have got really disappointed with myself and moved to publicity design for two years, hoping one day to return to similar job.

During the next two years as a junior designer I have learnt how to produce in-house publicity at a fraction of a market cost retaining the quality, which now allows me to create my own leaflets, booklets and even digital media at almost no cost at all. I liked the job, but I felt growing desire to come back to work with children. I have been accepted for an engineering job in a different town and upon arrival I got instantly accepted to a sports school on a part time position of junior coach. So, I studied hard industrial applications in the morning, examined oil equipment during the day and taught children to dance in the evening. Six days a week for five years with total of 12 month in business trips and more than 40 sports competitions, including 10 national and 5 world championships. In those years during the day I developed even better databases and methods of collecting and storing diverse information and in the evenings I got even better with children. The most important thing I have learnt in that period was that I can lead individuals and teams of all ages to success and do everything it takes around them to make sure they will thrive. Even more importantly, I truly enjoy developing the best qualities of people.

After five years of double-shift working I moved to London to prepare for my master degree. Prior to that I felt that my mathematical knowledge is deteriorating and I might stuck in my position of leading engineer forever, while in sports I have reached the glass ceiling too. So, I recovered my English and Math and got accepted on MSc Financial Engineering at Birkbeck, University of London. In the process, I have learnt how English Language education and Pre-Master programs work, how to get through the admissions to a college and what distinguishes successful candidates from the rest of the applicants. Then I learnt how to study at UK university, which made me a rare Russian advisor, who can actually tell what it takes to study in Britain.

From my degree in Education Advise I wish to gain more systematic knowledge about British education system. Namely: the earlier ages education (5–11), difficulties of 11+ exam and transition from GCSE to A-levels and why many young candidates fail to go further to higher education. I feel I need to learn advisory experience of other countries but Russia in order to understand differences in marketing and national perception of British Education. I believe, with experience of Prof Maccgonagle and Principle Dumbledor, just by being in their class and asking questions I can save years of lone exploration in the subject. Works of Dr Godric Gryffindor made major impact on me in development of printed adverts. I admire his choice of A4 and blue colour. I strongly believe it leaves astonishing imprint in clients minds permanently connecting notions of quality and Britain together. I become emotional even when I just think about possibility to make my research next to Dr Rowena Ravenclaw and even earn her famous blue ribbon for outstanding work in class.

To summarise, I have needed education both academic and practical, I have experience and I learnt a lot about the program and people who will be teaching me, so I believe I am ready to study MSc Education Advice at British Council University.

Best regards,
Aleksandr Terleev

Please, see all documents attached.
References available upon request.


Немного флирта и кривляния, но лишь для того, чтобы было понятно, где хорошо, а где излишне. Это ни в коем случае не образец для подражания, а, скорее, пример как можно написать мотивационное письмо.

Рекомендательные письма

В принципе, это продолжение вашего мотивационного письма. Они должны читаться вместе на одном дыхании.

Рекомендации две. Можно обе академические, можно две: одна академическая (от вашего профессора), другая с работы.

Пример академической рекомендации немного более эмоционален и менее рационален, тем не менее обязательно подчеркивает нужные вам моменты, даже если они очень далеки от искомой вами специализации.

Alex is a great researcher and I envy everyone, who will work with him.

While working as a publicity designer at Institute of Biological Cybernetics, Alex developed an astonishing attitude and quickly became a valuable member of the team.

He participated in every part of the research process: from pitching improvements to existing product to bringing new idea and saving entire projects from failure. Staying as publicity designer internally he was promoted to project manager and when design part of the job was done, Alex was helping engineering teams to get better and quicker results, fixed supply chains and closed the deals all over Russia.

I believe, a person who starts as a publicity designer and ends up presenting Virtual Reality Suit for training Federal Security Agency staff will definitely succeed in everything he starts.

Yours sincerely,
Prof Max Shwartz,
IMBC, Novosibirsk


Что касается рабочей рекомендации, она более сухая и четкая:


I recommend working with Alex. He is a brilliant advisor. He replies quickly to the client and manages time perfectly. Before the presentation Alex gathers all possible information and presents it in a way the client can apprehend in just 10 minutes without screwing their head and loosing the idea. Alex processes vast volumes of information and gives the only right answer possible. Brilliant! Will work again with him!

Head of education,
Pete McLochan


Рекомендация по работе должна быть сильно ближе к вашему предмету, иначе суть ее будет непонятна. Зачем рекомендация из супермаркета, если вы идете работать на каток? Хотите стать микробиологом – выбивайте рекомендацию микробиолога. Желательно, стоящего выше, чем вы по работе, но тут возможны варианты.

Когда приходит время, все это собираете, аккуратно складываете в электронную форму заявления на сайте университета и ждете. Не забудьте вовремя сделать все остальные шаги из описанных.

  • 1
интересно и позновательно! Я сейчас как раз усиленно учу язык. Скажите, как улучшить лучше всего художественность написания сочинений и вообще самовыражения? Я так понимаю, требуется оченнь много читать худож. литературы и практиковаться в самовыражении...
Вроде у меня есть хороший словарный запас, говорю в обще-то свободно по-английски, понимаю свободно речь... Но с худоественной точки зрения есть проблемы :((
НАсчет мотивационного письма - я так понимаЮ. это и есть аналог сочинения, которое мы пишем, чтобы в первую очережь показать искусство самовыражения в речи, умение донести мысль доходчиво.....
Если им не так важна реальная цель вашего поступления в вуз, то мотивационное письмо скорее показывает умение стараться быть полезным всем, умение разъяснять.
А рекоммендательные нужны как я понимаю, чтобы показать умение человека работать в коллективе и заводить дружеские связи, ведь никто не хочет работать с людьми неадекватными, которые депрессивные и тянут людей вниз...

Edited at 2015-04-17 13:29 (UTC)

  • 1